— Ольга Викторовна, всем ли первоклассникам хватило мест в школах в Нижегородской области? Какое наибольшее число параллелей будет и где?
— В этом году в Нижегородской области будет более 38 тысяч первоклассников. Это на тысячу больше, чем в прошлом году. Они все распределены по образовательным учреждениям.
Есть школы-герои. Например, в школе № 131 откроется 15 первых классов, а в школе № 176 — 10, в школе № 103 — 8. Такая ситуация наблюдается в образовательных учреждениях, которые находятся либо в больших жилых комплексах, либо охватывают весь микрорайон.
Но ситуация, когда в классе 20-25 человек — это, пожалуй, только в области. В Нижнем Новгороде больше. Чуть тяжело в Кстовском районе, но сейчас открылась школа в Анкундиновке. Причем там большой запрос на садики, и мы рассматриваем возможность открытия групп дошкольников. Такая же история, возможно, будет и в «Школе 800» в Верхних Печерах.
— В скольких школах Нижегородской области все еще есть вторая смена? К какому сроку планируется ликвидировать и каким образом?
— Всего во вторую смену обучаются порядка 16 тысяч детей. Нужно еще восемь школ и ситуация наладится. Но мы понимаем, что быстро это не сделать. В частности, сложности есть вокруг школ № 103 и № 118, где город прорабатывает вопрос возведения пристроев.
За 2019–2021 годы мы ввели в эксплуатацию пять школ по линии министерства образования. На текущий год запланировано сдать еще столько же объектов. Суммарно за это время появилось более 7,6 тысячи новых мест в школах Нижегородской области. На подходе еще «Школа 800» на 4,1 тысячи мест. Также очень хотим, чтобы построили 11 концессионных школ, которые сейчас в активной фазе.
Надеюсь, что к 2030 году вырулим. Но понимаете, вторая смена — это во многих случаях концепт «школа полного дня». В перспективе большее количество школ будут уходить в него. Ребенок будет приходить с утра, а идти домой уже с выученными уроками и прошедшим программу дополнительного образования.
— Как обстоит ситуация с безопасностью школ в Нижегородской области? Есть ли такие, где охрана отсутствует вообще?
— Нет школ, которые не обеспечены охраной. Иначе они бы не начали работать. У каждой школы есть свой паспорт безопасности, который утверждается и подписывается всеми структурами. Также везде есть тревожные кнопки.
Мы очень хотим, чтобы видеонаблюдение в школах было подключено к системе «Безопасный город». В таком случае изображение передавалось бы не только на экраны охранника и директора учреждения, но и в полицию.
Часть школ — 122 — уже переведены на охрану ЧОПами. Также мы постоянно взаимодействуем с Росгвардией, делаем внеплановые выездные проверки, настойчиво пытаемся восстановить радиооповещение в школах.
Я считаю, что обезопасить учеников можно с помощью видеонаблюдения и бдительности человека, который сидит на входе. Мы понимаем, что он должен быстро реагировать, нажать на ту самую красную кнопку. Также должна быть правильная работа психологов и педагогов, чтобы они могли идентифицировать обучающегося с нестабильной психикой.
— Сколько школ в Нижегородской области находится в неудовлетворительном состоянии и сколько планируется привести в порядок?
— «Уставших» школ много. Это школы, которые когда-то давно были построены и не ремонтировались. Но в прошлом году стартовала федеральная программа по капремонту школ. В первом раунде давалось по 125 млн рублей, а дальше мы добавляли от региона, если не хватало. У нас зашло 10 школ, в них будет двухлетний капитальный ремонт. Дети переведены в соседние учреждения. Сейчас второй раунд, принята заявка от 22 школ. Плюс есть областная программа по ремонту, в 2022 году ремонтные работы в рамках программы выполняются в 90 школах, в том числе в 4 школах — комплексный капитальный ремонт.
— Как вы можете прокомментировать ситуацию со школой № 167 в Нижнем Новгороде, где третий год идет ремонт? При этом работы уже приняты и оплачены, но еще не выполнены.
— Мне кажется, ремонт в школе № 167 должны закончить в этом году. В очередной раз поменялся подрядчик, потому что на предыдущего завели уголовное дело. Город делает все, что может. В ситуации также разбираются правоохранительные органы. Я надеюсь, что дожмем.
У нас несколько таких историй, которые тянутся с 2019 года. В Сарове похожая ситуация — 85% готовности целый год держится, и не можем сдвинуть. Сложные ситуации возникли, в том числе, из-за экономического кризиса. В результате мы имеем объекты, которые недостроены, и родителей, которые жалуются. Но пытаемся выстроить алгоритмы работы, чтобы было меньше незавершенных объектов образования, которые наносят вред системе.
— Удалось ли все школы в Нижегородской области оснастить флагами и гербами к 1 сентября? Будут ли учителя разучивать гимн со школьниками, если те его не знают?
— До конца августа должны быть все обеспечены. Во многих школах, кстати, атрибутика уже была. В скором времени мы получим методические рекомендации. На самом деле директора сами знают, как правильнее. Я спрашивала в нескольких школах — у каждого уже сложившиеся традиции. Ну, и хорошо.
В садике гимн учат, много раз слышала. В начальной школе есть уроки музыки, где тоже учат. Выучим. В конце концов, я видела находку «Артека» — на обратной стороне флага размещен текст гимна и мы это практиковали во время летней оздоровительной кампании.
— Также в Нижегородской области запущен пилотный проект по снижению бюрократической нагрузки в системе образования. Можете раскрыть подробности?
— Есть федеральные нормы, где четко прописано, что можно требовать с учителя. Но мы понимаем, что есть ещё и бюрократическая нагрузка на команду школы. Потому что если мы [министерство образования] какой-то запрос в управление образования направляем, то он автоматически спускается к директору, а директор часто использует для подготовки ответа педагогов.
29 августа будет первое заседание межведомственной рабочей группы. Первая задача — собрать все многочисленные мониторинги и один раз собрать данные, а потом информацию брать оттуда, а не запрашивать каждый раз у школы.
К тому же в прошлом году в рамках проекта «Бережливые технологии» мы создали образцы документов, которые делает школа. Это сразу уменьшает нагрузку. Кроме того, сейчас мы создаем чат-бот — это нижегородская разработка, которая еще больше упростит работу директорам и учителям. Я думаю, что такой чат-бот может массово разойтись по всей России. НИРО станет центром, где вся информация будет обрабатываться.
— Планируется ли в новом учебном году поднять зарплаты школьным учителям в Нижегородской области?
— Сейчас пилот в данном вопросе отрабатывает федерация. Оценивает заработную плату по разным алгоритмам и дальше уже будут принимать решение.
— Как вы относитесь к ОГЭ и ЕГЭ? Могут ли их отменить в Нижегородской области?
— Это история федеральная, отменять их не планируют. Они должны быть, чтобы наши обучающиеся имели такие же возможности, как в других регионах. ЕГЭ однозначно нужно, потому ребенок имеет больше возможностей при поступлении в несколько вузов, не сдавая в каждом из них экзамены.
Мы немного изменим процедуру проведения ОГЭ в Нижегородской области. Но во всех вопросах действуем в соответствии с федеральными регламентами.
— На какой стадии находится готовность «Школы 800»? Что думаете о жалобе от инициативной группы родителей, которые обратились в Российскую академию образования?
— «Школа 800» — не государственная, не муниципальная, а АНО [автономная некоммерческая организация]. Согласно законодательству, в ней не регламентировано приоритетное зачисление по участкам. Сомневаюсь, что Российская академия образования сможет поменять закон. Могут дать лишь рекомендации.
По срокам не отвечу. Но все бы мы хотели, чтобы это было начало сентября 2022 года. Но понимаем, что за пару дней перед началом учебного года это не произойдет. Мы ждем, когда сдадут здания. После отмеряем полтора-два месяца и стартуем. Время требуется, чтобы передать здание нам, а мы отдаем его в аренду. Плюс, конечно же, получение лицензии и запись учеников.
Свежие комментарии