На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

newsnn

292 подписчика

Свежие комментарии

Нижегородец нашел волшебный камень и золотой столб на границе трех областей

Свои отчеты Павел публикует в соцсетях под хэштегом #тутнедалеко. Показываем один из них.

«В первый ноябрьский выходной отправляемся на юг Нижегородской области в Первомайск. Точнее, в его леса и поля, богатые интересными местами. Первая остановка в урочище Федотово. Несколько километров вне дорог общего пользования — и мы на месте.

Село принадлежало Петру Ивановичу Приклонскому — брату Сергачского уездного предводителя дворянства Николая Ивановича Приклонского.

Согласно «Адрес-календарю Нижегородской Епархии» за 1904 год, в Федотове в 1797 году был возведен каменный храм. У церкви было две колокольни. До наших дней дошла одна. Это первое, что бросается в глаза. Обычно колокольни гораздо выше, тут же наоборот.

В давние времена, при царе еще, домов было под пять сотен, через село проходила дорога на Арзамас, а здешние сады поставляли яблоки всей округе и были известны далеко за её пределами. Но потом случилась революция, затем — война. Новая дорога проходит мимо, и в эпоху укрупнения колхозов село практически исчезает, оставляя потомкам лишь руины церквей.

До наших дней дошли остатки парка и фруктовых садов, а также еще одна каменная церковь, возведенная в Федотове в честь Всех Святых. Про этот храм не удалось найти никакой информации: судя по всему, построен он был где-то на рубеже веков по типовому проекту кладбищенской церкви. Рядом погост, сейчас практически заброшен. На карте Нижегородской губернии 1850 года отмечено два храма. Один в центре, другой в северной части, на краю села. Церкви разделяет Федотовский пруд.

От урочища Федотово отправляемся в сторону Первомайска, а точнее в сторону поселка Стеклянный. Именно там проходит граница Мордовского заповедника. Сотовой связи нет никакой, тишина, как под водой. Несколько километров в дремучий лес и там наша следующая точка воскресного маршрута.

Огромный валун, несколько метров в диаметре. По преданию, река Алатырь течёт из-под камня, который так и называется — «Алатырь-камень». Якобы камень этот могущественный, наделён целебными и волшебными свойствами. Место облагорожено, установлены лавки и некий арт-объект в виде поленницы. Но добраться туда непросто.

В нескольких сотнях метров находится «золотой столб». Это место, где когда-то сходились границы трех губерний: Нижегородской, Тамбовской и Пензенской. В таких местах ставились межевые столбы, на которых крепилась медная, с позолотой табличка с двуглавым орлом. Инициативная группа исторического объединения «Саровская пустынь» из Сарова в мае 2005 года восстановила этот межевой «золотой столб». При этом специалисты провели сложные землеустроительные и геодезические работы по определению местонахождения «золотого столба». Также рядом был обнаружен заброшенный колодец. Возле асфальтовой дороги установлен дубликат этого столба, видимо, для предотвращения попадания туристов на территорию заповедника в поисках узловой точки.

Неподалеку от асфальтовой дороги установлена табличка с обозначением истока реки Алатырь, но это тоже является туристической точкой, исток же находится дальше в нескольких верстах в лесу.

Завершающей точкой воскресного путешествия стал монастырь уже за границей нижегородчины, на территории гостеприимной Мордовии. В нескольких километрах от старейшего города республики нас ждал красивейший памятник самобытной архитектуры XVII века. К сожалению, за несколько часов до нашего приезда Санаксарский монастырь закрылся на самоизоляцию. Обидно, но ничего не поделаешь. Пробежался по полю, под начавшимся дождем сделал несколько кадров из-за забора. Источник преподобного Феодора тоже был закрыт. Обязательно вернемся сюда, как снимут ограничения.

Немного про историю монастыря. Монастырь получил свое название от бывшего под его стенами озерка, называвшегося в далекие времена Санаксарь, производного от двух других слов: «сена», т. е. сенокосные угодья, трансформировавшегося со временем в «сана» и «ксарь» — косарь. По другим источникам, «санаксар» на местом наречии означает «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности». Этот красивейший уголок в 1659 году и избрали монахи для своей обители. Они поставили здесь деревянные кельи и часовню и, как пишут историки, в «крайнем убожестве прожили десять лет». В конце 1669 года они поставили деревянную же крепость. И только почти через сто лет, в 1765 году, в монастыре стали строить из кирпича. Сначала была построена церковь, затем началось строительство колокольни и всего остального комплекса монастырских строений.

Его основные каменные строения — церковь Рождества и колокольня — возведены в то время, когда настоятелем монастыря был дядя адмирала Федора Ушакова — Иван Игнатьевич Ушаков. Под его руководством с 1765 по 1774 год было возведено основное здание монастыря — двухэтажный каменный храм 14 саженей в длину, восьми в ширину и 24 саженей в высоту с пятью главами. Началось строительство трехъярусной каменной колокольни. Но закончить ее Ивану Ушакову не пришлось. Защищая крестьян от нападок слуг местного воеводы Неелова, он вызвал его гнев. Воевода написал на настоятеля донос в Петербург, и Екатерина II распорядилась сослать его в Соловецкий монастырь, как особо беспокойного. В ссылке Иван Игнатьевич пробыл 9 лет и возвратился в Санаксарь в 1783 году. Колокольня, высотою в 26 саженей, была закончена без него в 1776 году.

После смерти Ивана Ушакова расширением и укреплением монастыря занимался настоятель Филарет Былинин (с 1803 по 1820 гг.). Обладая незаурядным талантом зодчего и живописца, он не только руководил строительством монастырских зданий, но и сам расписывал их. Кроме этого, Санаксар также известен как место, где захоронен адмирал Ушаков.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх